Проектируем фарм-маркет
Проектирование фарм-маркета– достаточно сложная задача, поскольку в этом формате сочетаются черты классической аптеки, парфюмерно-косметического бутика, продовольственного магазина «у дома» и даже магазина бытовой техники. И все эти зоны необходимо расположить на небольшой площади, объединив понятной логикой торгового зала и атмосферой, помогающей всем группам посетителей совершать покупки. В неэффективно спланированном зале фарм-маркета весь комплекс оперативных мер (ассортимент, в узком смысле этого слова, специальные акции и программы лояльности для покупателей) может лишь частично реализовать потенциал продаж.
Порядок действий при планировке торгового зала фарм-маркета.
Процесс планировки торгового зала – это определенный алгоритм, и проектировщики, которые порой бывают далеки от торговли (тем более, от особенностей торговли в аптеке), должны понять цель и смысл каждого действия. Тогда сократится число неэффективных вариантов, и станет понятно, надо ли применять какой-либо красивый планировочный прием, или он будет неуместным в данной ситуации. Можно выделить следующие стадии работы при планировке торгового зала:
1. Определение товаров-«создателей потока» и их размещение в торговом зале.
Очевидно, что в аптеке основная создающая поток группа – лекарства по рецепту. За ними приходят специально, поэтому эту группу традиционно размещают в глубине торгового зала. При правильной ассортиментной и ценовой (!) политике в аптеке могут появиться еще две группы, создающие поток покупателей:
- Из числа товаров специального спроса – детское питание и товары для новорожденных
- Из числа товаров-«расходников», часто и регулярно потребляемых, – средства гигиены и ухода.
Размещение этих товарных групп в удалении от входа целесообразно только в случае низких цен. Тогда покупатели отправляются за этими товарами в аптеку, а не приобретают запас шампуней и прокладок в крупном «ценовом» гипермаркете, а памперсы и молочные смеси – в «ценовом» же специализированном подвальчике товаров для новорожденных. Если цены на средства гигиены и ухода в аптеке – на уровне средних или выше, создавать поток эта группа не будет.
2. Правильное расположение товаров различного типа спроса.
Постоянно совершенствуясь в представлении аптечных товаров, необходимо овладевать техникой успешных продаж товаров сопутствующих: продуктов питания, средств по уходу, галантереи и т.п. Неэффективное расположение товаров различного типа спроса – наиболее распространенная и, пожалуй, самая дорогостоящая ошибка при планировке торгового зала Тогда новые товарные группы, появившись в ассортименте , не вносят существенного вклада в продажи и не приводят к качественному изменению восприятия аптеки. По типу спроса товары делятся на три группы.