Как открыть успешный аптечный бизнес
Прежде чем написать бизнес-план аптеки или аптечного киоска нужно определиться с принципиально важными моментами будущей работы аптеки.
1. Определитесь что же вы хотите получить в итоге
Предполагая заняться этим бизнесом, нужно четко представлять, что именно вы хотите: будет ли это аптечный киоск, небольшой аптечный пункт, классическая аптека, или аптека в формате мини-маркета с дальнейшим развитием и расширением до аптечной сети.
Все дело в том, реализация лекарственных средств рецептурного отпуска разрешается только аптекам и аптечным пунктам, а вот в аптечных киосках, согласно приказа Минздрава Украины, эта номенклатура препаратов просто не должна присутствовать. А теперь посчитайте сами - будет ли эффективен такой киоск с разрешенным ассортиментом медпрепаратов? Скорее всего, он просто превратится в магазин парафармацевтической продукции.
Далее необходимо определиться где именно будет располагаться ваша будущая аптека, на каких покупателей она будет рассчитана, какой способ торговли вы изберете, какой уровень сервиса сможете предложить.
2. Лучшее место для аптеки - вблизи скопления людей
Одним из важнейших условий нормальной работы любой розничной точки вообще (и аптеки в частности) является ее месторасположение. Ведь именно от него зависит трафик, проходимость клиентов через вашу аптеку. На первый план при выборе подходящего места выходят такие факторы как близко расположенная станция метро, остановка, оживленная магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей - это только увеличит посещаемость вашей аптеки.
3. Правильный подбор аптечного персонала - половина успеха
Разумеется, аптечный работник должен знать ассортимент аптеки и уметь свободно в нем ориентироваться. Должен ли он иметь специальное образование? Не обязательно, опыт и навыки приходят во время работы.
Необходимо построить правильную кадровую политику, чтобы люди были заинтересованы в работе именно у вас, дайте им возможность карьерного роста. Создайте хорошую атмосферу в коллективе, чтобы человеку было приятно приходить на свое рабочее место. Нельзя добиться хороших продаж не имея сплоченного коллектива. По большому счету, все, начиная уборщицей и кончая директором, должны работать на одну цель.
4. Ассортимент аптеки - не только лекарства
Предлагайте клиентам как можно больший ассортимент товаров. Должны быть представлены как новейшие зарубежные разработки, так и старые добрые отечественные препараты - спрос на отечественные медикаменты и парафармацевтическую продукцию остается довольно высоким. Они дешевле своих зарубежных аналогов, кроме того, люди просто привыкли к ним. В первую очередь, вы должны ориентироваться на спрос, чтобы любой посетитель, зашедший к вам в аптеку, остался удовлетворен и ушел с покупкой.
Наряду с лекарственными препаратами можно реализовывать предметы парафармацевтической продукции, такие как средства по уходу за кожей, травяные чаи, сок, минеральная вода, детское питание, подгузники и так далее.
5. Создайте приятную атмосферу в аптеке
В аптеке всегда должно быть чисто, начиная с хорошо вымытых стен и полов, сотрудники, вплоть до уборщицы, должны быть опрятно одеты, персонал должен быть вежлив и компетентен. Не забудьте обеспечить удобный доступ ко всем товарам, предлагаемым в вашей аптеке. Препараты безрецептурного отпуска и парафармацевтическую продукцию лучше расставить по тематике: средства по уходу за телом, жаропонижающие средства, обезболивающие и так далее. Все эти мелочи должны быть учтены, ведь когда создана атмосфера чистоты, комфорта и доброжелательности, любому человеку захочется прийти именно к вам.
6. Компьютерные программы помогут оптимизировать работу аптеки
Без применения современных компьютерных программ эффективная работа не только аптеки, но и любой торговой точки сегодня практически невозможна. Имея необходимое ПО, можно отслеживать состояние заказа, оборачиваемость товаров, высвобождение денежных средств для закупки новых товаров и многое другое. Поэтому обязательно оптимизируйте работу вашей аптеки с помощью новых технологий.
7. Создайте единую аптечную справочную службу
Создание единой справочно-информационной службы существенно облегчит поиск вашими клиентами того или иного препарата. Если клиент обращается к вам за лекарством, а вы по тем или иным причинам не можем сейчас его предоставить - направьте его в другие аптеки, где данный препарат есть. Если вам позвонил человек - вы обязаны помочь ему в любом случае. Клиент запомнит, что именно по этому номеру телефона ему оказали помощь, а это очень много значит.
Кроме того, вы можете предоставить своим клиентам такую услугу, как индивидуальный заказ, в случае отсутствия интересующего его препарата. Схема такова: записываете координаты клиента, ищете необходимое лекарство, заказываете его, после чего клиент может подъехать за ним к вам в аптеку.
8. Реклама и маркетинг
С помощью рекламы на телевидении, наружной рекламы создайте себе имя. Сделайте так, чтобы вас узнавали. Это поможет завоевать собственных клиентов, которые будут идти именно к вам.
Рекламные акции, маркетинговые мероприятия производителей, сбытовые акции {две упаковки по цене одной), снижение цен на некоторые препараты - все это привлекает и привязывает покупателей.
9. Аптечные сети открывать выгоднее
Наверняка вы заметили, что в последнее время активно развиваются именно аптечные сети. Для этого есть объективные причины. Во-первых, одной торговой точке очень тяжело выжить в современном бизнесе, ее просто съедят более сильные и крупные конкуренты. Во-вторых, сетям проще и дешевле осуществлять рекламную политику и проводить маркетинговые исследования. В-третьих, легче проводить ценовую политику, в первую очередь за счет скидок (чем больше объемы, тем больше можно получить скидок у поставщиков), зарекомендовавшего себя брэнда. Компаниям-производителям также легче работать с несколькими сетями, чем с сотней мелких точек, они получают больше гарантий, большие объемы закупок, да и логистически построить процесс с десятью крупными партнерами гораздо легче и выгоднее, чем со ста мелкими.
Кроме того, сетевые структуры в большей степени защищены от поддельных или некачественных препаратов, потому что работают, как правило, либо напрямую с производителями, либо с официальными дистрибьюторами, хорошо зарекомендовавшими себя на этом рынке, у которых качество закупаемых препаратов всегда гарантировано.
10. Как победить конкурентов
Уровень конкуренции на этом рынке достаточно высок. Чтобы оставаться на уже занятых позициях, а тем более отстаивать свое право на существование, надо постоянно работать: изучать деятельность конкурентов, искать все новые и новые ходы - и стратегические, и рекламные, и, возможно, ценовые. Но ведь без развития и бизнеса не будет.
Только ценовая борьба является не совсем эффективной, потому что все время компания не сможет работать на низкой марже или на понижении цен. Это просто не выгодно. Главное - сочетание цены и сервиса: чистая аптека, вежливый и квалифицированный персонал, хороший ассортимент. А компании, которые предлагают минимальные цены, вряд ли будут в состоянии поддерживать достойный уровень сервиса.
Чтобы добиться успеха, обойти конкурентов и занять свое достойное место в этом бизнесе, вы должны найти свой конек, свою изюминку.