часы  
Головна статті
Что нужно знать предпринимателю о проверках
Проверки санитарно-эпидемиологической службы
Проверки предпринимателей правоохранительными органами
Проверки, осуществляемые Пенсионным фондом Украины
Как подготовится к налоговой проверке?
Что нужно знать о налоговых проверках?
Образцы заявлений, возражений, жалоб, которые подаются по результатам проверок
Судебная защита прав предпринимателей
Всі сторінки

 

 

Проверки предпринимателей правоохранительными органами

    Проверки предпринимателей правоохранительными органами Нередки ситуации, когда милиционеры под предлогом проведения оперативно-розыскных мероприятий вторгаются в помещения предпринимателей, производят у них обыск (незаконный), изымают (опять-таки незаконно) все имеющиеся документы. При этом обычно ссылаются на п. 15 ст. 11 Закона «Про милицию» от 25.12.1990г. (с последующими изменениями) № 565, выдергивая из контекста фразу о том, что они могут «беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий». Однако в соответствии с этой нормой милиция может беспрепятственно входить на предприятия и осматривать их (но не проводить обыск и выемку документов) только лишь:

 

— с целью прекращения преступлений;

 

— в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления;

 

— при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах.

 

Таким образом, любой сотрудник правоохранительных органов не имеет права находиться на территории предприятия либо проводить там какие-либо действия (за исключением обыска и выемки по мотивированному постановлению следователя или суда) без наличия оснований, предусмотренных Законом Украины о милиции.

 

Если к вам пожаловали с доследственной проверкой сотрудники правоохранительных органов, не волнуйтесь, а лишь следуйте простым правилам поведения в ситуации, связанной с проверкой.

 

В первую очередь перепишите все данные о проверяющих. Оперуполномоченный должен предоставить специальное постановление руководителя подразделения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Прежде чем подписывать это постановление, дословно перепишите его от руки, включая данные «шапки» (снять копию с него вам могут не разрешить). Также имеет смысл переписать номера удостоверений оперуполномоченных.

 

Это нужно сделать по нескольким причинам. Во-первых, вы поймете, точно ли в отношении вашей организации решено провести проверку. Порой случаются казусы, и в постановлении фигурирует иная компания, располагающаяся, например, этажом выше. Правда, если это опечатка, а не фактическая ошибка, то повода для прекращения проверки нет. Во-вторых, вы сможете прогнозировать, сколько продлится проверка и чего вам опасаться в первую очередь. Хотя сотрудники милиции могут проверить все, что им угодно, все-таки ОБЭП большее внимание уделяет осмотру компьютеров на предмет нелицензионного софта, а налоговая милиция — бухучету. В-третьих, в дальнейшем при обжаловании неправомерных действий сотрудников милиции этот документ послужит источником необходимой информации.

 

Разобравшись с удостоверениями, предложите проверяющим заполнить все графы Журнала регистрации проверок и расписаться в соответствующей графе. Отказ или согласие особого значения иметь не будут, но согласие, естественно, предпочтительнее.

 

Если проводятся оперативно-розыскные мероприятия, потребуйте:

 

— регистрационный номер оперативно-розыскного дела, в рамках которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия на вашем предприятии;

 

— распоряжение на проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках организационно-распорядительной документации

 

Если работники милиции (налоговой милиции) «просто пришли истребовать документы», не упоминая слово «проверка» и не предъявляя никаких документов, узнайте их фамилии и вежливо предложите покинуть помещение, ничего не выдавая.

 

После выяснения всех вышеуказанных моментов, касающихся законности действий проверяющих, необходимо напомнить им, что:

 

— права подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются только при наличии оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности согласно ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.1992 г. № 2135;

 

— проверка должна проводиться в рамках ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса. Следует помнить, что в рамках доследственной проверки милиционеры вправе ознакомиться с документами и опросить ваших сотрудников. Однако и здесь им не все дозволено.

 

 

В случае, если основанием для проведения проверки и предоставления документов являются п.п. 1-31 ст. 11 Закона № 565 и п.п. 1-17 ст. 11 Закона «О государственной налоговой службе» от 04.12.1990 г. № 509 , напомните проверяющим, что они могут получать от предприятий, учреждений и организаций сведения в ответ только на письменный запрос. При этом сведения лишь «необходимые по делам о преступлениях, которые находятся в производстве в милиции», то есть только в том случае, если данные документы необходимы для расследования возбужденного уголовного дела, по которому ведется следствие.

 

Помните, что милиционеры вправе делать лишь копии с документов и лишь в помещении проверяемого предприятия. Если проверяющие настаивают на том, что необходимо изъять оригиналы документов, попросите их предъявить постановление суда об изъятии. Если такой документ отсутвует, то ознакомьте их с положением о том, что с 1 января 2011 г, согласно изменениям, внесенным в ст.178 УПК («Основания для проведения выемки и порядок получения согласия на ее проведение»), милиционеры, в том числе и налоговые, не имеют права изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов без соответствующего постановления суда.

 

Допустив проверяющих к проверке, помните, что открывать столы, шкафы, сейфы, доставать документы и предметы милиционеры имеют право лишь при обыске-процедуре, строго регламентированной УПК, и только в рамках возбужденного уголовного дела. Напомните также проверяющему, что в соответствии со ст. 15 Закона № 565 беспрепятственно разрешено осматривать территорию и помещения предприятий только в целях «прекращения преступления».

 

Принуждать вас к чему-либо в рамках доследственной проверки никто не имеет права. Ограничивать ваше перемещение, лишать возможности звонить по телефону и т.п. может лишь следователь и только в рамках и во время следственных действий — обыска или выемки документом (ст. 183 УПК).

 

Давая же пояснения (в отличие от дачи показаний в ходе уже возбужденного уголовного дела), знайте, что вы не несете ответственности за дачу ложных пояснений. Вы можете в чем-то ошибаться, где-то допустить неточность, можете вообще их не давать. Запомните главное: отбор пояснений — это не допрос, а истребование документов — не обыск.

 

В рамках доследственных проверок милиционеры часто производят «изъятия», ссылаясь при этом на п. 24 ст. 11 Закона № 565, согласно которому органам милиции, в том числе налоговой, дано право «изымать документы, образцы сырья и продукции». Но, во-первых, в указанном Законе сказано, что изъятие возможно «по фактам нарушения законодательства», а во-вторых процесс изъятия для органов дознания регламентируется ст. 186 УПК. Согласно данной статье изъятие проводится только в рамках следственных действий — обыска либо выемки, т.е. после возбуждения уголовного дела, а не до того. Изъятие проводит следователь с соблюдением определенной процедуры.

 

Таким образом, все изъятия, которые проводят сотрудники МВД (ОБЭП, УБОП) до возбуждения уголовного дела, незаконны.

 

Несколько иная ситуация с сотрудниками налоговой милиции, которые в соответствии с Инструкцией о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины оригиналов и копий финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, утвержденной приказом ГНАУ от 08.11.2005 г. № 493, могут изымать документы еще до возбуждения уголовного дела в случае административного ареста активов. Однако процедура изъятия документов строго регламентирована указанной инструкцией. В данном случае выписывается постановление об изъятии (на бланке строгой отчетности) и составляется опись документов с фиксацией их содержания.

 

Изымать же товар партиями, как это делается сплошь и рядом, налоговые и прочие милиционеры имеют право исключительно после возбуждения уголовного дела.

 

Также отметим, что все действия обязательно должны проводиться в присутствии двух понятых. Если в качестве понятых сотрудники милиции просят поучаствовать кого-то из сотрудников фирмы, соглашайтесь. Понятые — лица, замечания и возражения которых имеют значение при рассмотрении спорных моментов, а также при обжаловании результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В любом случае не позволяйте милиционерам осматривать помещения в одиночку, без контроля со стороны понятых, представителя организации или адвоката. Пусть с ними рядом всегда будет находиться кто-то, кто знает их права и обязанности и готов выступать на защите ваших интересов.

 

При составлении акта обследования и протокола изъятия следует писать как можно больше замечаний относительно действий сотрудников милиции — даже если вас уверяют, что «так и должно быть». Помните: если вы не уверены, являются ли конкретные действия сотрудников законными, смело пишите замечания к ним. Нет ничего страшного в том, что вы по своему незнанию напишете замечания на законные действия сотрудников милиции, даже если они говорят «мы предупреждали».

 

Если вам кажется, что какие-то требования милиции являются незаконными, то эти действия можно и нужно оспаривать. Желательно делать это юридически грамотно, не вступая в конфронтацию. Вы можете проконсультироваться со своим юристом, адвокатом, а в крайнем случае — вызвать наряд милиции. Вы имеете на это полное право, если считаете, что проверяющие нарушают ваши законные права.

 

Перечень нормативно-правовых актовПеречень нормативно-правовых актов и дополнительных источников информации:

 

1. Закон України «Про міліцію» від 20.12.1990 № 565-ХІІ.

 

2. Кримінально-процесуальний кодекс України.

 

3. Закон України «Про державну податкову службу в Україні» від 04.12.1990 № 509-ХІІ.

 

4. Закон України «Про оперативно-розшукову діяльність» 18.02.1992 № 2135-ХІІ.

 

5. Офіційний веб-сайт Міністерства внутрішніх справ України: http://www.mvs.gov.ua/mvs/control

 

6. Конституція України