часы  
Головна статті
Что нужно знать предпринимателю о проверках
Проверки санитарно-эпидемиологической службы
Проверки предпринимателей правоохранительными органами
Проверки, осуществляемые Пенсионным фондом Украины
Как подготовится к налоговой проверке?
Что нужно знать о налоговых проверках?
Образцы заявлений, возражений, жалоб, которые подаются по результатам проверок
Судебная защита прав предпринимателей
Всі сторінки

 

Проверки, осуществляемые Пенсионным фондом Украины

Проверки, осуществляемые Пенсионным фондом Украины В соответствии с Законом Украины № 2464-17 от 08.07.2010 г. «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», (далее - Закон № 2464) приняты новые правила проверок.

 

Они изложены в Порядке проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденном Постановлением Кабмина от 9 марта 2011 года № 233.

 

Так в соответствии со ст. 13 Закона №2464 проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков относительно уплаты и целевого использования единого социального взноса в ПФУ может быть плановой, внеплановой.

 

Плановая проверка предусматривается в квартальном плане, который утверждается до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому, соответствующим органом ПФУ.

 

Периодичность проведения плановых проверок определяется с учетом степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

 

Для плательщиков единого взноса субъектов хозяйствования устанавливаются три степени риска высокая, средняя и незначительная, в частности:

 

1) к плательщикам единого взноса с высокой степенью риска относятся субъекты хозяйствования, что:

 

- Используют труд наемных лиц без начисления единого взноса;

 

- Не представляют органам Пенсионного фонда Украины предусмотренные законодательством отчеты и сведения;

 

- Систематически нарушают установленные сроки уплаты единого взноса;

 

- Не начисляют и не уплачивают единый взнос (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц);

 

2) к плательщикам единого взноса со средней степенью риска относятся субъекты хозяйствования, что:

 

- Осуществляют начисление единого взноса в размере меньше минимального страхового взноса в расчете на одного работника;

 

- Нарушают установленные сроки представления органам Пенсионного фонда Украины предусмотренных законодательством отчетов и сведений;

 

- Нарушают установленные сроки уплаты единого взноса;

 

- Допускают ошибки, несогласованность в отчетах и ведомостях, представляемых органам Пенсионного фонда Украины.

 

3) к плательщикам единого взноса с незначительной степенью риска относятся субъекты хозяйствования, не имеющих названных выше признаков. Плановые проверки плательщиков единого взноса с высокой степенью риска проводятся не чаще одного раза в год, со средним,  не чаще одного раза в два года, с незначительным,  не чаще одного раза в пять лет.

 

Срок проведения плановой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства 5 рабочих дней.

 

Право на проведение плановой выездной проверки предоставляется контролирующему органу только после письменного уведомления об этом соответствующего субъекта предпринимательской деятельности с указанием даты проведения проверки не позднее, чем за десять календарных дней до начала проведения проверки.

 

Проверяющие Пенсионного фонда обязаны также, по просьбе руководителя субъекта предпринимательской деятельности, поставить отметку в «Журнале посещений предприятия», который ведется на предприятии. В указанном Журнале обязательно должны быть указаны сроки и цель посещения, должности и фамилии представителей Пенсионного фонда. Отказ последнего от подписи в Журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки.

 

Внеплановой проверкой является проверка плательщика единого соцвзносы, не предусмотрена в квартальном плане работы органа ПФУ.

 

Внеплановые проверки проводятся органами Пенсионного фонда Украины без предварительного уведомления плательщика единого взноса при наличии одного из следующих обстоятельств:

 

- Представления плательщиком единого взноса письменного заявления о проведении проверки по его желанию соответствующему органу Пенсионного фонда Украины;

 

- Выявление и подтверждение недостоверности информации, указанной в представленных плательщиком единого взноса документах обязательной отчетности;

 

- Обращение физических и юридических лиц с информацией о нарушении плательщиком единого взноса требований законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов Пенсионного фонда Украины. В таком случае проводится внеплановая проверка только при наличии согласия Пенсионного фонда Украины;

 

- Непредставление в установленный срок плательщиком единого взноса отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, которые препятствовали ее представлению.

 

Срок проведения внеплановой проверки не должен превышать 10 рабочих дней, а для плательщиков единого соцвзносы субъектов малого предпринимательства 2 рабочих дней. Перед началом проверки, как и полагается, работник Пенсионного фонда должен предъявить руководителю предприятия документ, который дает право на проверку — распоряжение начальника управления Пенсионного фонда Украины в районе, городе, районе в городе. Предписание на проверку должно содержать следующие сведения:

 

— вид проверки;

 

— срок проведения проверки;

 

— Ф.И.О. и должность проверяющих;

 

— основание для проведения проверки (если проверка внеплановая);

 

— номер и дата его выдачи

 

В соответствии со ст. 13 закона №2464 органы Пенсионного фонда Украины имеют право:

 

1) получать безвозмездно от органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования, и от физический лиц — субъектов предпринимательской деятельности ведомости, связанные с начислением, взиманием и уплатой страховых взносов, а также другие сведения, необходимые для выполнения ими функций, предусмотренных законодательством;

 

2) не чаще одного раза за календарный год проводить плановые, а также в случаях, предусмотренных законодательством, внеплановые проверки на любых предприятиях, в учреждениях и организациях и у физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов, связанных с начислением, взиманием и уплатой страховых взносов, получать необходимые объяснения, справки и ведомости (в том числе письменные) по вопросам, которые возникают во время таких проверок;

 

3) требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц устранения выявленных нарушений законодательства о порядке начисления, взимания и уплаты страховых взносов, осуществление финансовых операций со средствами Пенсионного фонда и порядка их использования;

 

4) изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений, организаций и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности документы, которые подтверждают сокрытие (занижение) размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляются единый соцвзнос, или нарушение порядка использования средств Пенсионного фонда;

 

5) возбуждать в соответствии с законодательством дело о банкротстве предприятия, учреждения, организации или вносить предложение относительно отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в случае систематической неуплаты ими единого созвзноса;

 

6) применять финансовые санкции, предусмотренные действующим законодательством;

 

7) взимать из плательщиков единого социального взноса неуплаченные суммы ЕСВ;

 

8) возбуждать в установленном законом порядке вопрос о привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании;

 

9) в случае выявления нарушений порядка начисления, взимания и уплаты единого соцвзноса, использования средств Пенсионного фонда обращаться в установленном законом порядке в органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности и налоговой милиции;

 

10) осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством.

 

Как видно из Закона, плательщики ЕСВ обязаны предоставить работникам Пенсионного фонда документы, касающиеся фонда оплаты труда и других выплат наемным работникам, документы, связанные с уплатой сбора по дополнительным ставкам, начислением сбора, выполнять требования должностных лиц Пенсионного фонда относительно устранения выявленных нарушений. Проверке подлежат документы за весь период с момента проведения предыдущей проверки.

 

Согласно пункту 11 Порядка проверок ПФ по результатам проверки составляется акт по форме, утвержденной ПФУ, в двух экземплярах, который подписывается лицами, которые проводили проверку, руководителем и главным бухгалтером плательщика, а в случае их отсутствия — лицами, которые их замещают, или физическим лицом, которое использует труд нанимаемых работников.

 

Акт документальной проверки должен содержать систематизированное изложение выявленных в ходе проверки нарушений норм законодательства об уплате и целевом использовании единого взноса в Пенсионный фонд, а также отражать неисполнение налогоплательщиком законных требований проверяющих. Также в акте должны быть изложены все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, имеющие отношение к фактам выявленных нарушений законодательства.

 

В обязательном порядке акт документальной проверки должен иметь сквозную нумерацию страниц. В случае отсутствия первичных документов, подтверждающих факт нарушения, проверяющие могут истребовать письменные пояснения должностных лиц проверяемого предприятия, которые прилагаются к акту проверки.

 

Как и при любой другой проверке, должностные лица могут отказаться вообще подписывать акт документальной проверки. В этом случае в случае отказа руководителя и главного бухгалтера предприятия от подписания акта документальной проверки совершается соответствующая запись в самом акте проверки. Один экземпляр акта проверки направляется налогоплательщику по почте с уведомлением о вручении.

 

После этого второй экземпляр акта проверки вместе с объяснениями налогоплательщика (при их наличии) рассматривается и визируется начальником (его заместителем) управления Пенсионного фонда. В случае несоблюдения требований Порядка проверок ПФ относительно составления акта проверки руководитель органа Пенсионного фонда обязан принять меры по устранению недостатков или назначить перепроверку.

 

Одной из форм проявления ответственности предприятий является изъятие документов, свидетельствующих о нарушении. Данная форма ответственности представляет собой административно-правовую форму воздействия на предприятие.

 

Ответственность за занижение сумм обязательств перед Пенсионным фондом предусмотрена несколькими законодательными актами. Условно ее можно разделить на три вида:

 

— финансовая;

 

— административная;

 

— уголовная.

 

Финансовая ответственность для предприятия заключается в возможности применения к нему штрафных санкций и пени, предусмотренных действующим законодательством. Виды и порядок применения штрафных санкций предусмотрены статьей 25 Закона № 2464.

 

Уплатить штрафные санкции необходимо в течение 10 календарных дней с момента получения налогового уведомления, если же, конечно, предприятие не начнет процедуру апелляционного согласования.

 

На суммы просроченной задолженности с уплаты страховых взносов (недоимки) и своевременно не уплаченные (не перечисленные) финансовые санкции начисляется пеня в размере 0,1 процента суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа.

 

В случае выявления своевременно неуплаченных сумм страховых взносов страхователи обязаны самостоятельно начислить эти взносы и уплатить их.

 

Обжалование решения органа Пенсионного фонда о наложение штрафов останавливает сроки их уплаты до вынесения высшим органом Пенсионного фонда или судом решения в деле.

 

Сроки уплаты финансовых санкций также приостанавливаются до вынесения судом решения в случае обжалования страхователем требования об уплате недоимки, если наложение штрафа связано с ее возникновением или несвоевременной уплатой. В случае вынесения судом или вышестоящим органом Пенсионного фонда решения в пользу Пенсионного фонда сроки уплаты штрафа возобновляются с момента их прекращения.

 

Если же данные проверки свидетельствуют о занижении сумм сбора в крупных размерах, и в действиях должностных лиц имеются признаки преступления, и возможно возбуждение уголовного дела, органы Пенсионного фонда направляют материалы, подтверждающие факты нарушений, в органы прокуратуры, суд или в другие органы, имеющие право принять решение о привлечении к материальной и уголовной ответственности.

 

Относительно уголовной ответственности следует указать, что согласно статье 212-1 Уголовного кодекса Украины за умышленное уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, либо любым другим лицом, которое обязано их платить, если эти действия привели к фактическому не поступлению в Пенсионный фонд Украины средств в значительных размерах — наказывается штрафом от 300 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц (вероятно, имеется в виду собственник, директор и бухгалтер), или если они привели к фактическому не поступлению к Пенсионному фонду Украины средств в больших размерах, — наказываются штрафом от 500 до 2000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Перечень нормативно-правовых актовПеречень нормативно-правовых актов и дополнительных источников информации:

 

1. Закон Украины № 2464-17 от 08.07.2010 г. «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

 

2. Закон України «Про пенсійне забезпечення», від 05.11.1991 № 1788-ХІІ.

 

3. Постановление Кабинета министров Украины от 9 марта 2011 года № 233, «Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

 

4. Офіційний сайт Пенсійного фонду України: http://www.pfu.gov.ua/

 

5. Официальный сайт Главное Управление Пенсионного Фонда Украины в Донецкой области: http://www.pfu.dn.ua/