часы  
Головна статті
Что нужно знать предпринимателю о проверках
Проверки санитарно-эпидемиологической службы
Проверки предпринимателей правоохранительными органами
Проверки, осуществляемые Пенсионным фондом Украины
Как подготовится к налоговой проверке?
Что нужно знать о налоговых проверках?
Образцы заявлений, возражений, жалоб, которые подаются по результатам проверок
Судебная защита прав предпринимателей
Всі сторінки

 

 

 

 

 

 

 

Что нужно знать о налоговых проверках?

 

Что нужно знать о налоговых проверках?В Налоговом Кодексе впервые на законодательном уровне закреплено право налоговых органов проводить фактические проверки. Дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам Кодексом введены документальные не выездные и фактические проверки.

 

Чтобы предоставить хотя бы видимость правовой регламентации таких проверок, Кодекс предусматривает исчерпывающий перечень из семи обстоятельств, при обязательном наличии которых налоговые органы имеют право проводить фактические проверки.

 

Вопреки этому, формулировки оснований проведения фактической проверки практически нивелируют такую регламентацию до уровня хороших намерений. Например, проверку можно провести «в случае получения информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства» или «в случае получения информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет».

 

Кроме того, расширены полномочия налоговых органов. В частности НК закрепляет право налоговых органов:

 

1) получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности» без четких оснований для такого запроса;

 

2) применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «не предоставления для проверки документов, их копий».

 

 

 

 

 

Сроки и периодичность проверок

 

Расширены сроки проведения проверок. Налоговый кодекс продлевает как сроки проведения, так и продления плановых и внеплановых проверок. Также предусмотрены сроки для фактических проверок.

 

Кроме того, за налоговыми органами закреплено право приостановки налоговых проверок на срок до 30 рабочих дней (более продолжительный срок приостановки предусмотрен для специальных случаев).

 

Так, сроки плановых проверок для крупных налогоплательщиков продлены с 20 до 30 рабочих дней, внеплановых проверок - с 10 до 15 рабочих дней. Такие проверки могут быть продлены на 15 (сейчас - 5) и 10 (вместо 5) рабочих дней соответственно.

 

Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска неуплаты плательщиком налогов и сборов. В частности Кодекс проводит разделение налогоплательщиков на три группы риска: незначительный, средний и высокий.

 

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график проверок не чаще чем раз в три календарных года, со средней — не чаще чем раз в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза в календарный год.

 

Перечень рисков и их разделение по степеням отнесены к компетенции центрального органа Государственной налоговой службы и не регламентируется Налоговым кодексом.

 

Как налоговые органы будут проверять налогоплательщиков

 

Виды проверок      Налоговый кодекс

 

Плановая выездная проверка или документальная выездная проверка

 

Проверка налогоплательщика, которая предусмотрена в плане работы налогового органа и проводится по местонахождению налогоплательщика.

 

Основания:

 

(1) утвержденный план проверок соответствующего налогового органа;

 

(2) уведомление налогоплательщика о проверке; и

 

(3) направление на проверку. Сроки:

 

30 рабочих дней для больших налогоплательщиков,

 

10 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и

 

20 рабочих дней для других налогоплательщиков.

 

Внеплановая выездная проверка, она же документальная внеплановая проверка

 

Проверка налогоплательщика, которая не предусмотрена в плане работы налогового органа и проводится по местонахождению налогоплательщика. Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой выездной проверки расширен до 13-ти оснований. Сроки:

 

15 рабочих дней для больших налогоплательщиков,

 

5 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и

 

10 рабочих дней для других налогоплательщиков.

 

Камеральная проверка

 

Проверка проводится в помещении налогового органа и исключительно на основании ведомостей обозначенных налогоплательщиком в его декларации.

 

Фактическая проверка

 

Предусмотрен исчерпывающий перечень из 7-ми оснований для проведения внеплановой выездной проверки, однако формулировка оснований настолько широка - что это дает широкие возможности для налоговых органов.

 

Сроки: 10 суток.

 

Документальная не выездная проверка

 

Проверка проводится в случае наличия оснований предусмотренных для документальных плановых и внеплановых проверок. Сроки проведения не определены.

 

Условия и порядок допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению документальных выездных и фактических проверок

 

Должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению документальной выездной проверки при наличии оснований для ее проведения и при предъявлении направления на проведение такой проверки, в котором указываются:

 

-  дата выдачи,

 

- наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется), цель,

 

- вид (плановая или внеплановая), основания,

 

- дата начала и продолжительность проверки,

 

- должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

 

Направление на проверку в таком случае является действительным при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, скрепленная печатью органа государственной налоговой службы.

 

 

 

Не предъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявления направления, оформленного с нарушением требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки.

 

Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика от допуска к проверке на других основаниях не допускается.

 

Так же не забудьте проверить удостоверение у самого проверяющего.

 

Продление сроков проведения документальных плановых проверок, возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - не более 5 рабочих дней, других налогоплательщиков - не более чем на 10 рабочих дней.

 

Продление сроков проведения документальных внеплановых проверок, возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - не более чем на 2 рабочих дня, других налогоплательщиков - не более чем на 5 рабочих дней.

 

Следует помнить, что после начала проверки плательщик налогов обязан предоставлять должностным лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными, передаются должностному лицу государственной налоговой службы для осмотра и возвращаются обратно налогоплательщику, но при этом оформляется акт в произвольной форме, который подписывает должностное (служебное) лицо и плательщик налогов (его представитель).

 

Должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы, которое проводит проверку, вправе получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).

 

Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

 

Результаты проверок (кроме камеральных) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления входе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

 

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта такой плательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно в сроки.

 

Акт (справка) составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). Акт (справка) регистрируется в органе государственной налоговой службы на протяжении сроков, установленных НКУ. Для документальных плановых, для документальных внеплановых и для документальной не выездной акт (справка) регистрируется в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, - течение 10 рабочих дней).

 

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, которые проводили проверку, и после регистрации в органе государственной налоговой службы вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику. Акт (справка) о результатах фактических проверок, определенных статьей 80 настоящего Кодекса, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органов государственной налоговой службы, проводивших проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки.

 

С учетом того, что фактические проверки - это правовая новация, то, используя разъяснение налоговой (Письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 237/7/23-7017/125 «Об отдельных вопросах проведения фактических проверок»), коротко расскажем о них отдельно.

 

Прежде всего, напомним, что в соответствии с п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины (далее - «Кодекс») фактической является проверка, которая осуществляется по месту фактического ведения налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных и других объектов права собственности такого плательщика.

 

Целью данной проверки является проверка соблюдения налогоплательщиком порядка осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

 

Согласно разъяснению, фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

 

Порядок организации и проведения фактической проверки (ст. 80 Кодекса)

 

Фактическая проверка может осуществляться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом. Данный приказ составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (указанием перечня) его хозяйственных объектов (при наличии), которые подлежат проверке. Также в приказе обязательно должны быть указаны должности и фамилии должностных лиц, которые будут проводить проверку. Копия такого приказа должна быть вручена налогоплательщику либо его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки. Кроме того, должно быть наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п.80.2 ст. 80 Кодекса.

 

Следует отметить, что параллельно с приказом на проведение проверки должно быть оформлено надлежащим образом направление на проведение проверки (далее -«направление»). Данное направление имеет обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 80.1 ст. 81 Кодекса, и составляется отдельно по каждому субъекту или объекту, подлежащему проверке согласно приказу, а также отдельно на каждого проверяющего.

 

Таким образом, не предъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам либо лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления либо предъявление с нарушением требований, установленных п. 81.1 ст. 81 Кодекса, является основанием для не допуска должностных лиц налоговых органов к проведению документальной выездной либо фактической проверки. При этом не разрешается на иных основаниях отказывать должностным лицам налоговых органов в проведении фактической проверки. В случае, если налогоплательщик отказался допустить должностных лиц налоговых органов к проверке, то составляется акт, которым подтверждается факт отказа.

 

При предъявлении направления должностным лицам, представителям налогоплательщика либо лицам, фактически осуществляющим расчетные операции, такие лица должны в нем расписаться и указать свое имя, должность, дату и времени ознакомления. Если вышеуказанные лица откажутся это сделать, то аналогичным образом составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае данный акт является основанием для начала проведения такой проверки.

 

Непосредственно фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

 

Следует отметить, что перед началом фактической проверки может быть проведена контрольно-расчетная операция по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций. При этом товары, полученные для проведения такой проверки, должны быть возвращены налогоплательщику в неповрежденном виде.

 

Кроме того, с целью установления реальных показателей деятельности налогоплательщика, которая осуществляется на соответствующем месте ее ведения, должностные лица, осуществляющие проверку, могут провести хронометраж хозяйственных операций. По его результатам составляется справка, которая подписывается должностными лицами налогового органа и должностными лицами субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими расчетные операции.

 

Длительность фактической проверки не должна превышать 10 суток, с правом ее продления на срок до 5 суток.

 

По результатам фактической проверки оформляется акт (справка) в порядке, предусмотренном п. 86.5 Кодекса, с учетом рекомендуемого перечня вопросов, которые необходимо отображать в акте проверки. Справка о результатах проведения хронометража является неотъемлемой частью (приложением) акта (справки) о результатах фактической проверки.

 

Перечень нормативно-правовых актовПеречень нормативно-правовых актов и дополнительных источников информации:

 

1. Закон України «Про державну податкову службу в Україні» від 04.12.1990 № 509-ХІІ.

 

2. Закон України «Про оплату праці» від 24.03.1995 № 108/95-ВР

 

3. Положення про Державну податкову службу України, затверджене Указом Президента України від 22 травня 2011 p. N 584/2011.

 

4. Офіційний сайт Державної податкової адміністрації України: http://www.sta.gov.ua

 

Как защититься от обвинений в налоговых преступлениях?

 

Грамотно примененные приемы защиты в делах по налоговым преступлениям позволяют не только переквалифицировать их в админпроступок, но и избежать ответственности.

 

Правила ведения бизнеса в современном мире порождают все более изощренные методы борьбы с конкурентами. Сегодня уже не используются рычаги физического воздействия на бизнесменов, как это было в 90-е годы: экономические методы оказываются не менее действенными и эффективными. Самыми яркими примерами финансового воздействия на сегодняшний день служат рейдерство, доведение до банкротства и «заказные» проверки. Особенно популярен нынче последний вариант, так как для того, чтобы устроить конкурирующей фирме незапланированную проверку достаточно только сообщить налоговой о факте неуплаты ею налоговых обязательств. Таким образом с легкой руки недоброжелателя в лице конкурента можно стать даже обвиняемым по ст. 212 Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты налогов».

 

 

 

Юристы в данных ситуациях предлагают следующее.

 

Первое, что нужно помнить пострадавшей стороне, так это то, что Уголовным кодексом предусмотрена ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов, а за умышленное уклонение от их уплаты. А умысел, в отличие от факта неуплаты, еще нужно доказать.

 

Кроме того, несмотря на то, что налоговое преступление является умышленным, никто особо не волнуется по поводу доказывания умысла. Умысел зачастую предполагается априори.

 

По поводу доказывания отсутствия умысла, отмечается, что на обвинении по ст. 212 УК дело не заканчивается. Обычно в совокупности обвиняемому (а он является специальным субъектом) вменяют совершение служебного подлога и злоупотребление служебным положением. В таком случае задача состоит в том, чтобы доказать отсутствие вины по всем составам. Или доказать отсутствие недоимки.

 

Субъектом преступления обычно является руководитель предприятия, подписавший определенный документ финотчетности, и главный бухгалтер. Но если второй является специалистом, то первый не всегда, к сожаленью, понимает, что он подписывает.

 

Кроме того, необходимо разграничивать уклонение от уплаты налогов и несвоевременную их уплату при отсутствии умысла не платить. Лицо, которое не намеревалось уклониться от уплаты отмеченных платежей, а не уплатило их по другим причинам, может быть привлечено лишь к установленной законом ответственности за нарушения налогового законодательства, связанные с начислением и уплатой этих платежей.

 

При рассмотрении дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов, суды руководствуются заключением эксперта, а основным оружием защиты является заключение судебно-экономической экспертизы. Она является независимой, поэтому налоговая редко становится инициатором ее проведения.

 

Кроме того, проведению экспертизы, которая может длиться достаточно долго, препятствуют сроки досудебного расследования (всего два месяца). Поэтому часто отказывается в удовлетворении ходатайства о назначении судебно-экономической экспертизы, поясняя, что все можно провести уже в рамках судебного следствия.

 

В таком случае, оптимальным решением является подача иска в суд о признании недействительным налогового уведомления-решения. К иску необходимо приложить предварительное заключение независимого эксперта, а суд обязан приобщить его к делу.

 

Затем, уже в рамках судебного разбирательства, можно инициировать проведение судебно-экономической экспертизы. Конечно, когда ее результаты совпадают еще и с предварительным заключением, то суду ничего не остается, как признать налоговое уведомление-решение недействительным.

 

После, на основании решения суда необходимо поставить вопрос о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК).

 

Однако не стоит забывать, что пока расследуется уголовное дело, бизнес работает, поэтому он порождает валовые расходы. Эти расходы, по возможности, можно прибавить к уже имеющимся на момент возбуждения уголовного дела и таким образом немного уменьшить базу налогообложения.