часы  

Интерьер аптеки – на что обратить внимание?

 

Интерьер - совокупность световых, цветовых, звуковых впечатлений, которые окружают человека и определенным образом его настраивают. А складывается он из многочисленных составляющих, таких, на первый взгляд, простых – и в то же время очень значительных, как тем цвет стен и потолков, освещение, торговая мебель, общая атмосфера.

При входе в аптеку мерчандайзеры выделяют так называемую зону «привыкания» - от 1 до 5 метров, в зависимости от размеров торгового помещения аптеки. Здесь, в те несколько секунд, что посетитель адаптируется, и начинает работать интерьер. И то пространство, которое он воспринимает, он тут же определяет как комфортное – или не очень. И здесь же, в зоне адаптации, на уровне подсознания почти мгновенно принимает для себя решение – надолго ли он здесь задержится или будет действовать быстро, в рамках строго поставленных целей.

Вспомните унылые бело-серые стены больничных коридоров с запахом лекарства, стандартную мебель советских аптек, традиционные, иногда рисованные и от руки написанные тексты настенных плакатов, пожухлые цветы в горшках – эту общую атмосферу болезни, упадка, разрушения… Совсем иное дело – теперь. Что в больнице, что в современной аптеке – куда вы приходите, когда у вас проблемы со здоровьем – все больше внимания уделяется решению интерьерных вопросов, делается все возможное, чтобы и сотрудникам было комфортно, и посетители не торопились с выбором. И в то же время осуществляли этот самый выбор с максимальным удобством и минимальными временными затратами.

 

Слагаемые интерьера: цвет, свет + температура

По данным одного из американских исследований, даже такой незначительный, казалось бы, фактор, как температура, способен влиять на работоспособность сотрудников. В частности, при температуре 25 градусов количество ошибок – в рамках 10 %. В то время как при понижении температуры всего лишь на 5 градусов оно возрастает уже до 25 %. 
Это - к вопросу об установке пластиковых окон и кондиционера с возможностью регулировать температурный режим даже в небольшой аптеке. Ладно персонал, но подумайте о ваших посетителях? В жаркий день в прохладном помещении хочется задержаться подольше, в зимнюю стужу не очень торопишься «нырнуть» в холодную неуютность улицы.

Мелочей в бизнесе не бывает. Работоспособность каждого из нас складывается из правильно организованного трудового процесса, организации рабочего помещения в целом и индивидуального рабочего места, от общего настроения сотрудников. Продумывая дизайн аптеки, учтите: морально и комфортно должно быть не только им. Самый важный фактор рентабельности любой розничной фармацевтической точки – это посетитель. И именно его настрой, комфорт и лояльность – то, на чем следует сделать упор.

Интерьер начинается с выбора цвета стен и потолков. Здесь определяющим является не только фирменный стиль. Ведь цвет сам по себе – источник информации, насыщенный символическими и эмоциональными качествами и способный сильно влиять как на психическое, так и на физиологическое состояние любого из нас.

Общеизвестен факт положительного влияния теплых оттенков на работоспособность и настроение. О зрительном расширении пространства, выполненного в цветах холодной гаммы, тоже знают многие. У каждого цветового оттенка и их сочетаний есть свои преимущества и недостатки. По мнению специалистов, с помощью цвета можно изменять восприятие пространства и визуальных деталей. Если пространство аптеки кажется вам недостаточным, используйте светлые холодные тона: водно-зеленый, серо-голубой, жемчужный. «Сузить» стены помогут ненасыщенные холодные тона: светло-синий, спокойные пастельные тона. Подробнее об этом – в таблице цветовых сочетаний в конце материала, а сейчас мы заострим ваше внимание на освещении и выборе торгового оборудования.

Освещение – не менее важный фактор, значение которого для успешных продаж трудно переоценить. Свет, уровень освещенности витрин, прилавков, всего помещения может представить товар в выгодном свете, а может вызвать неприятные ощущения и отторжение. Темные углы для людей в принципе непривлекательны, а осветив дополнительно дальний конец аптеки, вы сосредоточите на нем внимание посетителей, и у них появится дополнительный стимул пройти туда. Обратите внимание: свет не должен быть ярким, бьющим в глаза. В зале самообслуживания можно использовать акцентное освещение, дополнительно выделяя светом и цветом определенную группу товаров. Важно, чтобы на освещении не экономили – особенно в холодный осеннее-зимний период, и чтобы подсветка не испортила бы упаковку продукции.

Торговая мебель – основа формирования интерьера

Любая уважающая себя компания, специализирующаяся на производстве аптечной мебели, предлагает своим потенциальным заказчикам разработку дизайн-проекта, когда на основе сделанных замеров или плана БТИ в специальных программах отрисовывается помещение аптеки со всеми витринами, островами, промо- и холодильным оборудованием, расставленными в соответствии с зонированием аптеки, распределением покупательских потоков. Виртуальный прообраз будущей аптеки учитывает не только цвет стен, пола и потолков, колонны и окна, ниши и перепады пола, но даже такие мелочи, как направление солнечного света и малейшие отклонения в размерах. То есть у владельца/руководителя аптеки есть возможность рассмотреть будущую аптеку в мельчайших деталях. Задача мебельного инженера-проектировщика (или дизайнера) – оптимизировать торговое и рабочее пространство будущей аптеки и распределить выбранное или сделанное по индивидуальному заказу торговое оборудование так, чтобы коэффициент установочной площади (площади, занятой под торговое оборудование) – находился в пределах нормы.

Производители современного аптечного торгового оборудование должны соблюдать  нормативы при производстве аптечной мебели к оснащению и торговому оборудованию в аптечных киосках и аптеках), а также с требованиями к конструктиву, конфигурации и эстетике. Если конкретнее, то мебель должна быть удобна и функциональна, оптимально приспособлена для размещения разногабаритных аптечных товаров (выкладка которых регламентируется отдельными правилами), ценников, разделителей с возможностью менять экспозиционную площадь (площадь выкладки) за счет легко доступного перемещения полок с целью изменить их количество и расстояние между ними. Отдельная тема – надежные шкафы для хранения лекарств и рабочие места первостольников, продуманность которых значительно влияет на скорость обслуживания посетителей, настроение и общую работоспособность персонала.

Ну и два самых важных момента, связанных с торговой аптечной мебелью с точки зрения интерьера, - это конфигурация и конструктив. Комплектации, размер, и форма витрин и стеллажей зависят от назначений и пожеланий заказчика. Что до серийности мебели, для оснащения аптечных киосков и небольших аптечных пунктов предпочтительней стандартная аптечная мебель. Оборудуя аптечные залы самообслуживания, фирменные сетевые аптеки или аптеки, расположенные в торговых центрах либо в зоне с высокой конкуренцией, предпочтительней сделать торговое оборудование на заказ, но при этом помнить, что излишняя «индивидуализация» торговой мебели должна быть не в ущерб конструктиву и функциональности. Лучше сыграть на цветовом решении: кроме того, что в нем должны присутствовать фирменные цвета, необходимо учитывать взаимосвязь цветовых сочетаний с точки зрения психологии восприятий (см. таблицу ниже). А также местоположение вашего розничного фармацевтического предприятия: в северном климате, а также в аптеке, расположенной в торговом центре, уместнее избыток теплых, ярких цветов, в то время как в теплом климате и в спальных районах холодные свежие тона, в которых выполнена торговая мебель, будут куда более актуальны.

Взаимосвязь цветовых сочетаний и ощущений

Желтый  жизнерадостный:

Желтый + желто-зеленый = освежающее и жизнерадостное;
желтый + синевато-зеленый = холодное и успокаивающее;
желтый на черном = суровое;
черный на желтом = привлекательное, броское.

Красный возбуждающий

красный + синий = динамичное, жизнеутверждающее;
красный + черный = угнетающее;
красный + белый = неорганичное, жесткое.

Синий холодный

синий + оранжевый = возбуждающее, жизнерадостное;
синий + зеленый = холодное, неподвижное;
синий + черный  = нежизненное;
синий + белый = прохладное, чистое;

Зеленый успокаивающий

зеленый + фиолетовый = ирреальное;
зеленый + оранжевый = радостное;
зеленый + черный = тяжелое;
зеленый + белый = прохладное, сдержанное, чистое;
зеленый + коричневый = спокойное, естественное